2.1.1. Пособие по временной нетрудоспособности В соответствии со ст.183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Пособие по временной нетрудоспособности относится к числу выплат, производимых за счет средств ФСС РФ (п.8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101). Размер пособия по временной нетрудоспособности напрямую зависит от непрерывного стажа работника. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" сохраняется прежний порядок исчисления непрерывного трудового стажа. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработка - при непрерывном стаже более 8 лет, 80% - при непрерывном стаже от 5 до 8 лет, 60% - если непрерывный стаж составляет менее 5 лет. В случае ухода за больным ребенком в возрасте от 3 до 15 лет (с 8-го календарного дня), а также одиноким матерям, вдовцам, разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы (с 11-го календарного дня) пособие выплачивается в размере 50% от заработка. В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" пособие по временной нетрудоспособности в 2004 г. исчисляется исходя из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления трудоспособности. При этом средний заработок работника исчисляется в порядке, установленном Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213, принятым в соответствии со ст.139 ТК РФ, за некоторыми исключениями. В среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС РФ. При этом заработная плата за работу по совместительству не учитывается. Средний дневной заработок рассчитывается исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В 2004 г. сохраняется ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, которое не может превышать 11 700 руб. за полный календарный месяц. В отличие от общего порядка исчисления среднего заработка при исчислении пособия в случае повышения заработной платы в расчетном периоде повышение учитывается с той даты, когда оно установлено работнику (п.1 ст.8 Закона о бюджете ФСС на 2004 г.). Если работник в последние 12 месяцев перед наступлением нетрудоспособности проработал фактически менее трех месяцев, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, а в местностях и районах, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (ст.8 Закона о бюджете ФСС на 2004 г.). В том случае, если работник в последние 12 календарных месяцев проработал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров (см. Постановление Минтруда России и ФСС РФ N 89/145). В соответствии с п.2 ст.243 НК РФ сумма ЕСН, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных налогоплательщиком самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.1 ст.217 НК РФ все государственные пособия, за исключением пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), не подлежат обложению НДФЛ. 2.1.2. Пособие по беременности и родам Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" определены новые правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам, которые должны применяться всеми организациями в течение всего 2004 г. Согласно ст.8 указанного Закона в 2004 г. пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам должны исчисляться из расчета среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Непосредственно вопросы исчисления и выплаты указанных пособий раскрыты в Постановлении Минтруда России от 24.12.2003 N 89, которым утверждено Разъяснение "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году", а также в Письмах Фонда социального страхования РФ от 05.02.2004 N 02-18/07-773 и от 25.02.2004 N 02-18/07-1202. [37] При определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал: - работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; - работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; - работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; - работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; - работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации: при направлении в служебные командировки; при переводе на нижеоплачиваемую работу. [8] Особое внимание работникам бухгалтерий следует обратить на разъяснения, приведенные в Постановлении Минтруда России N 89, где обращено внимание на то, что в среднем заработке при исчислении пособий могут учитываться только те выплаты, на которые в соответствии с действующим законодательством начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования РФ. [37]
|